Home page
   Форум    17.11.2018 17:09:43 
RSS  
  Результат поиска
Новые материалы
Самые читаемые
09.03.2010  [Edit]

Использование методики музыкального воспитания по принципам Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей

«Удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и как и музыка вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели», - так считал Карл Орф, творец уникальной концепции музыкального образования для детей.

В названии "орфовской" антологии есть фраза «Музыка для детей». Это не случайно! Орф не хотел, чтобы ограничивался музыкальный слух ребенка рамками классической музыки, мажорно-минорной гармонии. Он пытался показать, что музыка бывает разной – за ритмом, за темпом, разного настроения. Воспитать открытие мира слуха, восприимчивое ухо и сформировать вкус у ребенка – было его главное задание. Но это есть восприятие, которое же тогда является выполнением музыки? Здесь Орф имел определенный подход.

Каждая пьеса его «Шульверка» - это небольшая партитура, доступная для выполнения даже наиболее маленьким музыкантам.Особенная музыка должна быть досягаемая переживанию в детском возрасте и отвечать психическому развитию ребенка. Это способ учить музыке и не ввергать ребенка в стресс. Это не просто музыка, а музыка, связанная с движением и языком. Музыка с элементами театра, если выразить иначе. Например, дети по Орфу могут петь и в то же время изображать кошечку – потягиваться, лежать или приплясывать, выкрикивать, звенеть инструментами.

Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, тесно связанная с речью и движением, причем связанная генетически. У каждого народа есть заклички, поспевки и тому подобное. Орф мечтал, чтобы дети учились «тратить время на музыку», игры –импровизации призваны подготовить детей к последующему музыкальному развитию. Орф собрал фольклорные произведения на то время, когда музыка и движение были неразрывными. Он мечтал повернуть педагогов к гармоничному синтезу языка и движению, как к основам музыки.Карл Орф хотел подтолкнуть педагога к фантазии, которую в свою очередь тот показал малышу, что такое импровизация. Глядя в настоящее я считаю, что особенно выглядят отношения педагог – ребенок в виденье Карла Орфа.

Педагог, так же как и профессиональный психолог – не авторитарный персонаж на занятии, он помогает детям раскрыться, он общается с малышами с помощью музыки. Кто будет спорить, что с помощью музыки и танца можно общаться? По Орфу музыкальное воспитание – это непросто приобщение детей к выполнению. Деть должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Работа музыкального руководителя по Орфу – это тоже импровизация. Он может придумать вместе с детьми аккомпанемент из колокольчиков, шумовых, ксилофонов. Дети боготворят придумывать, творить, фантазировать и подход Орфа в этом очень похож к природе ребенка.

Инструменты Орфа адаптированы специально для ребенка. Например, игра на ксилофоне имеет странную особенность: его звук не забивает голос исполнителя. Играя, малыш слышит себя. Дети постепенно овладевают музыкальную теорию, с первого дня, выполняя в своеобразном оркестре. В ход идут не только инструменты Орфа, но и большое количество шумовых инструментов – трищиток, бубенчики, колокольчики. Это позволяет малышу независимо от его уровню способностей найти свое место в ансамбле. Для того, чтобы развить у каждого малыша музыкальный слух и способности, которые в определенной мере есть у каждого, нужно предоставить возможность ребенку быть деятелем. Не нужно бояться педагогу уже на первом занятии дать в руки малыша музыкальный инструмент и попросить его попадать в такт. Эффект будет прекрасным. Ребенок охотно играет на самодельных инструментах. Дайте в руки двухгодичному малышу пластмассовую бутылку с крупой, он изобразит как бежит мышка. Или с помощью деревянных палочек показать, как прыгает козел! Радости ребенка будут безграничными. На первый взгляд ребенок балуется, но так он развивает чувство ритма, динамики, то есть естественную музыкальность.

Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Самое первое воображение о выразительности разных тембром малыши получают когда пробуют озвучить какую-либо сказочку, например «Теремок»: приготовьте перед детьми шумовые инструменты и начинайте рассказывать сказку. Предложите им подобрать для каждого персонажа инструмент. Договоритесь, кто какую партию будет играть. Можно составить перечень «действующих персонажей», например:
Теремок - ложки
Тук –тук – деревянная коробочка
Мышка - треугольник
Лягушка - бубен
Зайка – ксилофон
Волк – каста на ручках
Медведь - барабан

Теремок развалился – бутит (знак всех инструментов)
Рассказывая сказку детям старшей группы, пропускаем слова, которые помечают персонажей, пусть в это время играют только инструменты, которые их озвучивают: «Стоит в поле (ложки); он не низок, не высок. Бежала мимо (треугольник)» и т.д. Потом слова можно изъять совсем, сказку расскажут лишь инструменты.Это будет сложное задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.
Дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои личные партитуры, озвучивать их. Цель педагога – подтолкнуть их к созданию подобных партитур. Спонтанные игры с инструментами можно проводить с дирижером. Дети берут инструменты, распределяются в группы и становятся вокруг дирижера, который показывает, какой группе играть.

 


Другие материалы:
 Песочные игры   - 31.08.2015